<style>.lazy{display:none}</style>Под Австралией может скрываться самый большой ударный кратер на Земле | The Spaceway

Под Австралией может скрываться самый большой ударный кратер на Земле

На сайте The Conversation было опубликовано очень любопытное эссе от небезызвестного геолога Эндрю Гликсона, в котором говорится о том, что под Австралией может скрываться огромный астероидный кратер, который, согласно имеющимся данным, является самым большим из известных ударных образований на Земле.

Под Австралией может скрываться самый большой ударный кратер на Земле 1
© forbes.com

Кратер, известный как структура Дениликин (англ. Deniliquin), по оценке Гликсона, имеет диаметр более 520 километров. Для сравнения, кратер Вредефорт (англ. Vredefort Crater), расположенный в 120 километрах от центра города Йоханнесбург, ЮАР, имеет диаметр около 160 километров; легендарный кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, который, как полагают, образовался в результате падения космического «камня», ответственного за вымирание динозавров, имеет диаметр около 180 километров.

«История бомбардировки Земли астероидами в значительной степени скрыта», — написал Гилксон.

Древний кратер

Существование структуры Дениликин было впервые предложено в конце 1990-х годов геологом Тони Йейтсом, который стал соавтором этого последнего исследования Гликсона, основанного на магнитных паттернах. Последующий анализ, завершившийся в 2020 году, подтвердил, что под южной областью австралийского штата Новый Южный Уэльс находится огромная структура, хотя и без однозначных доказательств в пользу того, что она появилась в результате мощного удара.

Под Австралией может скрываться самый большой ударный кратер на Земле 2
Место предполагаемого падения выделено белым прямоугольником / © phys.org

Как такая массивная структура незаметно скрывается под нашими ногами? Гликсон по этому поводу говорит следующее:

«Когда астероид ударяется, он создает кратер с приподнятым ядром. Это похоже на поведение капли воды, которая выплескивается вверх, когда вы бросаете гальку в бассейн. Этот центральный приподнятый купол может разрушаться в течение миллионов лет, становясь менее заметным. Если кратер не просто засыпан отложениями, столкновение между тектоническими плитами Земли также может поглотить структуру, поскольку одна сталкивающаяся плита вынуждена проникать под другую».

Наряду с открытием центрального купола есть несколько других убедительных признаков, которые идентифицируют структуру как астероидный кратер. Например, были обнаружены «симметричные морщины» на земной коре, которые могут быть вызваны воздействием экстремальных температур во время удара, и «радиальные разломы», обычно встречающиеся в других ударных образованиях.

Под Австралией может скрываться самый большой ударный кратер на Земле 3
Это изображение «полной магнитной напряженности» ударной структуры Дениликин демонстрирует ее многокольцевую структуру диаметром около 520 километров, центральный купол, радиальные разломы и расположение неглубоких скважин / © theconversation.com

Структура Дениликин и массовое вымирание

К сожалению, большая часть данных, касающихся структуры Дениликин, была получена в ходе поверхностных исследований, и Гликсон подчеркивает необходимость проведения глубокого бурения, чтобы получить неопровержимые доказательства ударного воздействия.

Тем не менее последнее исследование Гликсона предполагает, что столкновение Земли с астероидом, ответственным за появление структуры Дениликин, произошло примерно 445 миллионов лет назад, что совпадает с так называемым позднеордовикским массовым вымиранием, которое уничтожило около 85% земной жизни.

По словам Гликсона, это более чем вдвое превышало масштабы вымирания, вызванного в результате формирования кратера Чиксулуб.