<style>.lazy{display:none}</style>Как менялось отношение Альберта Эйнштейна к ядерному оружию | The Spaceway

Как менялось отношение Альберта Эйнштейна к ядерному оружию

Имя Альберта Эйнштейна (14 марта 1879 года — 18 апреля 1955 года) прочно связано не только с теоретической физикой, но и с пацифизмом — политикой отказа от любых войн.

Как менялось отношение Альберта Эйнштейна к ядерному оружию 1
Реставрация обложки журнала TIME от 1 июля 1946 года / © TheSpaceway

Однако, как показывают исторические документы, к непоколебимому пацифизму Эйнштейн пришел лишь к концу Второй Мировой войны, когда увидел последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Но вернемся в прошлое…

2 августа 1939 года Альберт Эйнштейн и другие физики-эмигранты Лео Силард, Юджин Вигнер и Эдвард Теллер направили президенту США Франклину Делано Рузвельту письмо, в котором был изложен тот факт, что нацистская Германия близка к созданию атомной бомбы.

Физики боялись, что если немцы создадут столь разрушительное оружие первыми, то это изменит ход войны. Единственным выходом из ситуации, по мнению ученых, являлась «игра на опережение» — американцы должны были создать ядерное оружие раньше всех.

13 августа 1942 года появился Манхэттенский проект — кодовое название программы США по разработке ядерного оружия. Многие коллеги и друзья Эйнштейна принимали в этом активное участие, но сам великий физик отказался прикладывать руку к тому, что создавалось для уничтожения и разрушения.

Несмотря на принципиальное нежелание заниматься созданием оружия, Эйнштейн все же видел в этом некоторые плюсы:

«Поскольку я не вижу, что атомная энергия может стать большим благом в обозримом будущем, я должен сказать, что в настоящее время — это огромная угроза. Возможно, это даже к лучшему. Оно [ядерное оружие] способно запугать человечество и заставить его навести порядок в международных делах, чего без страха мы бы никогда не добились».

Эйнштейн считал, что ядерное оружие — возможность поумерить пыл безумцев, которые способны развязывать глобальные войны.

Через 3 года все изменилось

6 и 9 августа 1945 года американцы применили против Японии ядерное оружие, устроив атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Ужасающие снимки последствий облетели весь мир.

Альберт Эйнштейн был счастлив, что не занимался созданием «демонического оружия», но корил себя за то, что являлся соавтором письма Рузвельту, которое стало катализатором запуска Манхэттенского проекта.

Как менялось отношение Альберта Эйнштейна к ядерному оружию 2
Хиросима после удара / © swissinfo.ch

После этого Эйнштейн говорил, что отныне его самый большой страх — ядерное оружие.

«Рецепт создания ядерного оружия должен быть передан мировому правительству [Эйнштейн был убежден, что единое мировое правительство — самый верный способ покончить с войнами и социально-экономическими проблемами]. Но и тут палка о двух концах: я боюсь тирании мирового правительства. Однако еще больше я боюсь наступления новой войны или войн. Любое правительство в какой-то степени зло. Но мировое правительство в отличие от войн — меньше зло».

Мы видим, как Эйнштейн, изначально считавший ядерное оружие инструментом для регулирования международных отношений, превратился в убежденного пацифиста, который называл войны — величайшим злом, а ядерное оружие — запредельной угрозой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *