Конференция по астробиологии, прошедшая в декабре 2018 года в Стэнфордском Университете, началась с вопроса: «Что убедит вас в существовании инопланетян?»

Ученые начали говорить о необычном составе атмосферы той или иной планеты, о тепловых сигналах-маркерах на поверхности, но уверенного и точного ответа сразу не прозвучало.
Наконец, кто-то из зала сказал, что это — фотография. В ответ на это кто-то негромко засмеялся, а большая часть аудитории принялась обсуждать идею коллеги. Да, астробиологи пришли к выводу, что именно фотография инопланетянина была бы идеальным доказательством.
Но разве снимок может быть убедительным? Вдруг на снимке перед нами будет просто груда камней, которая представляет собой какую-то экзотическую жизнь на далекой планете? Поймем ли мы, что имеем дело с инопланетянами?
Давайте же вспомним, что такое астробиология. Данная область науки является совокупностью биологии, химии и астрономии. Ученые, работающие в данном направлении, получают щедрые гонорары от NASA и частных инвесторов. Что именно же пытаются найти астробиологи? Когда мы поймем, что нашли желанное?
Отличие жизни

Есть одна главная вещь, которая отличает жизнь от неживого — очевидный внешний вид. Живые существа, начиная от бактерий и заканчивая вековыми деревьями, наделены множеством частей, которые работают как единая система, чтобы заставить организм функционировать.
Посмотрите на строение человека: руки, сердце, селезенка, митохондрии, ресницы, нейроны, ногти и многое другое. Все это работает как единая слаженная система, чтобы помочь вам ориентироваться в окружающем мире, питаться, размножаться и выживать.
Вы можете найти самую прекрасную гору в мире, но у нее не будет ничего подобного в архитектуре и по своему строению она уступит самой примитивной бактерии. В отличие от камней, грязи и ветра, живые существа выполняют огромное количество действий, чтобы продолжать существовать в мире. Даже какой-нибудь простой цветок пытается «дотянуться» до солнечных лучей, чтобы получить, как можно больше тепла и впитать питательные вещества из почвы.
Рассуждая об этом, становится понятно, что инопланетяне, проживающие на той или иной планете, должны быть приспособленными к той жизни, а не представлять собой груду камней. Ага! Кажется стало понятно, что такое «дизайн» жизни, да?
Естественный отбор
Не важно о чем мы будем рассуждать: микробы, птицы, рыбы, человек или выдуманный вид «Glipgloops», каждый организм пройдет суровую проверку каждой детали строения и функционирования систем жизнедеятельности в самых разнообразных условиях. То существо, которое прошло это испытание природы — сможет продолжить жить и дать начало следующему поколению, а те, кто не справился — исчезают с лика планеты.

Поэтому и выдуманный персонаж «Glipgloops», который может проживать где угодно, будет обязан пройти все этапы естественного отбора и это не прихоть астробиологов. Не может природа создать идеальное живое существо с первого раза и потребуются сотни и тысячи поколений, чтобы адаптировать его к жизни в переменчивых условиях.
Ни у одного живого существа не было какого-то архитектора, который мог бы создать его целенаправленно со всеми идеальными функциями. Единственный дизайнер — среда, где обитает живое существо.
Возможны ли исключения?
Мы не можем получить даже бактерию без естественного отбора. Даже какой-нибудь посторганический компьютерный инопланетянин с каменной планеты будет все равно продуктом естественного отбора.

Если представить, что на какой-нибудь планете зародилась простейшая жизнь, которая успешно множилась и росла без изменений в наследственной информации, то естественный отбор не имел бы места. Что же тогда получается? Возможно естественный отбор не нужен и сложная организация не главный критерий внеземной жизни?
Нет, это не так. Без сложной организации, без эволюции и естественного отбора живой организм и даже его многомиллионная популяция не смогут существовать долго. Они вымрут до того, как нам удастся отыскать их.

Можно заключить, что фотографии будет вполне достаточно, чтобы астробиологи могли заключить что перед ними. Да, это может быть нечто экзотическое и совершенно нам непривычное, но ученый никогда ни с чем не спутает форму жизни.