<style>.lazy{display:none}</style>Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул | The Spaceway

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» представил новый взгляд на 30 Золотой Рыбы, или туманность Тарантул, хорошо известную астрономам, изучающим звездообразование.

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул 1
Туманность Тарантул «глазами» космического телескопа NASA «Джеймс Уэбб» (изображение NIRCam) / © NASA, ESA, CSA, STScI

Столь специфическое прозвище туманность получила из-за того, что в рамках ранних наблюдений казалась похожей на тарантула, но, как показал «Джеймс Уэбб», вся местность в целом напоминает «дом» тарантула — нору, выстланную его шелком.

Туманность Тарантул — это тысячи молодых и все еще формирующихся звезд, многие из которых были обнаружены «Джеймсом Уэббом» впервые.

Инфракрасные инструменты инновационного телескопа с высоким разрешением, работая вместе, обнаруживают новые звезды, раскрывают структуру и состав туманности с невозможным ранее уровнем детализации. Астрономы будут использовать «Джеймс Уэбб» на протяжении всей его миссии, чтобы получить лучшее представление о звездообразовании и звездной эволюции, так как знания такого уровня распространяются на нашу собственную звезду, Солнце, а также на понимание механизма образования тяжелых химических элементов, которые являются неотъемлемой частью жизни, какой мы ее знаем.

Урок космической истории от «Джеймса Уэбба»

Туманность Тарантул долгое время была фаворитом астрономов, изучающих звездообразование. В дополнение к молодым звездам «Джеймс Уэбб» показал детали структуры туманности, поведал состав газопылевых облаков и запечатлел далекие фоновые галактики.

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул 2
Бесчисленное множество молодых и очень горячих звезд. В левом верхнем углу — более старая звезда (изображение NIRCam) / © NASA, ESA, CSA, STScI

Туманность Тарантул, расположенная в Большом Магеллановом Облаке (БМО), галактике-спутнике Млечного Пути, находится на расстоянии около 161 000 световых лет от нас. Она является самой большой и яркой областью звездообразования в Местной группе галактик, представляющей собой объединение из нескольких десятков ближайших к Млечному Пути галактик. Туманность Тарантул — родина самых горячих и массивных известных звезд.

На «Тарантуле» были сфокусированы три инфракрасных инструмента «Джеймса Уэбба»

При наблюдении с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam), этот регион напоминает жилище тарантула, окутанное паутиной. Полость туманности, которая находится в центре изображения, была «выдолблена» палящим излучением скопления массивных молодых звезд, мерцающих бледно-голубым цветом. Лишь только самые плотные газопылевые облака все еще противостоят разрушению под воздействием мощных звездных ветров, формируя столбы и дуги, которые, кажется, указывают на скопление. В этих образованиях располагаются формирующиеся протозвезды, которые однажды вырвутся из своих пыльных «коконов» и, в свою очередь, сформируют туманности.

Спектрограф ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec) поймал одну очень молодую звезду (ниже), делающую именно это. Ранее астрономы думали, что эта звезда немного старше и уже находится в процессе выхода из «кокона», но NIRSpec показал, что звезда только начала выбираться наружу, и она все еще поддерживает изолирующее облако пыли вокруг себя. Без инструментов «Джеймса Уэбба» этот эпизод звездообразования так и остался бы плохо изученным.

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул 3
Протозвезда, раздувающая газовый пузырь вокруг себя (изображение NIRCam) / © NASA, ESA, CSA, STScI

Область звездообразования приобретает иной вид при наблюдении в более длинных инфракрасных волнах с помощью прибора среднего инфракрасного диапазона (MIRI): горячие звезды тускнеют, а более холодные газ и пыль начинают светиться. Яркие точки, скрывающиеся в облаках, представляют собой протозвезды, все еще набирающие массу. В то время как более короткие длины волн света поглощаются или рассеиваются пылинками в туманности и, следовательно, никогда не достигают «Джеймса Уэбба», чтобы быть обнаруженными, более длинные волны среднего инфракрасного диапазона проникают в эту пыль и раскрывают невидимую ранее космическую среду.

Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» показал туманность Тарантул 4
Область звездообразования туманности Тарантул (изображение MIRI) / © NASA, ESA, CSA, STScI, Webb ERO Production Team

Одна из причин, по которой туманность Тарантул представляет особый интерес для астрономов, заключается в том, что химический состав туманности схож с химическим составом гигантских областей звездообразования, наблюдаемых в «космический полдень», в эпоху, когда Вселенной было несколько миллиардов лет, а звездообразование находилось на пике.

В Млечном Пути тоже есть области звездообразования, но они не производят светила с такой бешеной скоростью, как это наблюдается в туманности Тарантул. Кроме того, «продукты» звездообразования нашей Галактики отличаются от молодых звезд БМО. Это делает туманность Тарантул самым близким (а значит самым доступным для детального изучения) примером того, что происходило во Вселенной, когда она достигла своего яркого полудня.

Несмотря на то, что человечество наблюдает за звездами тысячи лет, процесс звездообразования по-прежнему хранит множество тайн — многие из них связаны с тем, что ранее мы были неспособны получить четкие изображения того, что происходит за газопылевыми «ширмами» звездных яслей. Космический телескоп NASA «Джеймс Уэбб» начал раскрывать невиданную ранее Вселенную, и астрономы готовятся дополнять историю зарождения звезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *