Всякий раз, когда космолог начинает рассказывать о Большом взрыве, о первых моментах жизни Вселенной, то кто-нибудь из слушателей обязательно задает вопрос: «Что было до Большого взрыва?»
«Я отвечаю, что вопрос настолько же бессмысленен, как и вопрос о том, что находится к югу от Южного полюса», — поделился опытом работы с любопытствующими Гленн Старкман, канадский физик и профессор частного Кейсовского университета Западного резервного района в Кливленде, штат Огайо, США.
Время и Большой взрыв
Старкман пояснил, что само время началось с Большого взрыва, поэтому нет смысла спрашивать, что было раньше. Просто не было никакого «до». Однако многие не находят этот ответ удовлетворительным, что в общем-то связано с человеческой особенностью восприятия реальности — все события привязаны ко времени (время — неотъемлемый компонент реальности).
Сегодня некоторые физики считают, что время началось не с Большого взрыва, а возникло, когда Вселенная достигла определенного этапа развития. Другие предполагают, что Вселенной свойственно циклическое развитие, сменяемые друг друга периоды расширения и сжатия (то есть до Большого взрыва была другая Вселенная). Третьи допускают, что наша Вселенная — всего лишь одна из бесчисленного множества «вселенных-пузерей», которые непрерывно возникают и погибают в Мультивселенной.
Сможем ли мы когда-нибудь узнать, что стало причиной появления нашей Вселенной?
Старкман не исключает, что астрономические наблюдения не дадут ответ на этот вопрос; вероятно, перед нами неразрешимая загадка природы.
Но мы можем создать гигантские детекторы гравитационных волн и разместить их в открытом космоса — в надежде, что однажды сверхчувствительные инструменты позволят обнаружить гравитационные волны, порожденные самим Большим взрывом.
«Но не задерживайте дыхание, — советует Старкман, — на реализацию столь амбициозного проекта могут уйти десятилетия».