Считаете, что наша галактика Млечный Путь — рядовая спиральная галактика? Исследователи установили, что это не так. Наш космический дом оказался довольно необычным, и особенно это заметно по поведению его галактик-спутников.
В рамках проекта SAGA (Satellites Around Galactic Analogs) ученые изучили 101 спиральную галактику, похожую на Млечный Путь, и обнаружили 378 галактик-спутников вокруг них. Задача оказалась сложной: эти космические объекты настолько тусклые, что найти их среди тысяч других небесных тел — все равно что искать отдельные звезды в дневном небе.
«Никто раньше не брался за подобное исследование не просто так, — объясняет профессор Риса Векслер из Стэнфордского университета. — Нам пришлось разработать специальные методы, чтобы выделить эти 378 галактик-спутников среди тысяч фоновых объектов. Это как искать иголку в стоге сена».
У Млечного Пути есть четыре наблюдаемых спутника, соответствующих критериям исследования. Два из них – Большое и Малое Магеллановы Облака – можно увидеть невооруженным глазом в южном полушарии Земли.
Исследование показало, что у 101 изученной галактики может быть от 0 до 13 спутников. Млечный Путь попадает в этот диапазон, но когда речь заходит о крупных спутниках, подобных Магеллановым Облакам, наша галактика оказывается необычной.
Еще одно важное отличие: в большинстве галактик-спутников из выборки SAGA активно идет процесс звездообразования. В спутниках Млечного Пути новые звезды формируются только в Магеллановых Облаках, возможно, из-за их взаимодействия друг с другом.
«Перед нами загадка, — говорит профессор Векслер. — Что привело к прекращению звездообразования в малых спутниках Млечного Пути? Возможно, в отличие от типичной галактики, у Млечного Пути уникальное сочетание: старые неактивные спутники и более молодые и активные — Магеллановы Облака, которые относительно недавно попали в гало темной материи нашей галактики».
Исследование также показало, что чем ближе галактики-спутники к своей главной галактике, тем менее активно в них идет процесс звездообразования. Эти результаты открывают новые горизонты в понимании роли темной материи в эволюции галактик.
«Наши результаты показывают, что нельзя строить модели формирования галактик только на примере Млечного Пути, — подчеркивает Векслер. — Необходимо изучать все разнообразие похожих галактик во Вселенной».