Лев Михайлович Мухин (24 октября 1933 — 24 апреля 2009) — советский и российский ученый, профессор, доктор физико-математических наук и популяризатор науки, который в сентябре 1971 года принимал участие в первой советско-американской конференции, посвященной проблемам CETI.

CETI — аббревиатура английского выражения Communication with Extraterrestrial Intelligence, которое переводится как «связь с внеземным разумом».
С рассказа об этом волнительном событии Лев Михайлович начинает свою книгу «Планеты и жизнь», второе издание которой, вышедшее в 1984 году, попало в руки нашего проекта. Сама же книга была написана в 1980 году, а значит до открытия первой в истории экзопланеты 51 Пегаса b оставалось еще 15 лет.
В 1995 году была открыта первая внесолнечная планета 51 Пегаса b, вращающаяся вокруг солнцеподобной звезды. Сегодня, 26 лет спустя, мы знаем о существовании 5747 экзопланет.
Несмотря на то, что у ученых эпохи Льва Михайловича не было доказательств существования планет за пределами Солнечной системы, они рассматривали это просто как факт. Кроме того, исследователи уже тогда рассуждали о том, существует ли разумная внеземная жизнь, и можем ли мы наладить с ней контакт. Примечательно, что рассматривался и сценарий, подразумевающий, что Земля — единственное обитаемое место во Вселенной.

Полярные точки зрения
Как и для чего нам получать ответы на столь глобальные вопросы? Зачем нам тратить силы, время и деньги на поиск внеземной жизни? По этому поводу Лев Михайлович приводит любопытный пример из истории:
Альберт Эйнштейн не признавал некоторые положения квантовой механики, которую он считал иррациональным явлением, нарушающим законы физики. А Нильс Бор, один из родоначальников этого нового направления в физике, пытался доказать Эйнштейну, что тот серьезно заблуждается. Между ними были долгие и ожесточенные споры, которые привели к рождению истины.

Да, Эйнштейн ошибался, и сегодня квантовая теория — мощный инструмент современной физики, который получил массу экспериментальных подтверждений.
Для того чтобы разобраться в том, что такое жизнь, как она зародилась на Земле, и есть ли она где-то еще во Вселенной, мы должны выдвигать теории (даже безумные), спорить, получать экспериментальные доказательства и опровержения, выдвигать новые теории и снова спорить, пока не будет найдена бесценная истина.
«Прежде чем говорить об уникальности земной жизни или, наоборот, о внеземном разуме, необходимо попытаться понять, что такое жизнь, случайно или закономерно возникла она в нашей Солнечной системе. Наконец, как она возникла?» — пишет в своей книге Лев Михайлович.

Люди — разумные существа, полноценная жизнь которых невозможна без стремления удовлетворять любопытство. Лев Михайлович был убежден, что если мы сможем найти однозначный ответ на вечный вопрос «Одиноки ли мы во Вселенной?», и сможем разобраться, как зародилась живая материя, то это будет триумф человеческого гения.
Стремясь найти ответ на важный вопрос, мы семимильными шагами движемся вперед, разгадывая сотни сопутствующих загадок, что, естественно, расширяет область познания. В споре рождается истина, а истина — двигатель прогресса, который делает нашу жизнь лучше, безопаснее и интереснее.