» Наука и космос » Инверсия магнитных полюсов Земли

Инверсия магнитных полюсов Земли

В результате анализа древних отложений на дне итальянского озера, ученые уточнили возраст последней инверсии магнитных полюсов Земли, а также выяснили, что между сменой полюсов и нормализацией магнитного поля планеты может пройти меньше 100 лет.

Инверсия полюсовИнверсия полюсов

Инверсия магнитных полюсов Земли, которая с хаотичной периодичностью и по не совсем понятным причинам не раз происходила за историю нашей планеты, является популярной темой спекуляций о конце света. Однако последствия этого процесса вряд ли являются столь ужасающими, как описывают многие СМИ. Это подтверждают множественные геологические исследования, которые не нашли связи между предыдущими инверсиями и какими-либо существенными катаклизмами.

В наше время, впрочем, смена полюсов все же может нанести внушительный вред человеку – в частности, довольно сильно повлиять на электронику вплоть до выведения из строя целых сетей. Также, смене полюсов обычно предшествуют длительные – до нескольких тысяч лет – нестабильности магнитного поля, которые могут снизить защищенность биологических организмов от солнечной радиации и космических лучей.

Таким образом, изучение магнитной инверсии Земли может не только многое рассказать о физике процессов, происходящих на нашей планете, но и подсказать, что можно ждать от этого события, которое за все время существования Homo Sapiens пока что ни разу не происходило.

Группе ученых из Италии, Франции и США удалось уточнить, когда именно и в течение какого времени происходила предыдущая смена полюсов Земли. В своем исследовании ученые применили аргон-аргоновый метод датировки к донным отложениям на высохшем озере, расположенном среди Апеннинских гор недалеко от города Сульмона, к востоку от Рима. Отложения хорошо сохранили в своей структуре линии магнитного поля, по этой причине и оказались интересны ученым.

Выяснилось, что последний раз инверсия полюсов происходила 786 тысяч лет назад. Причем если не учитывать предшествующий ей период нестабильности магнитного поля, то произошла она в пределах человеческой жизни.

Потрясающей находкой является то, что между непосредственно сменой полюсов и стабилизированным магнитным полем практически ничего не происходило. Это означает, что инверсия произошла очень быстро – вероятно, менее чем за 100 лет. Мы не знаем, произойдет ли следующая смена полюсов настолько же быстро, но и не можем этого исключить.
- Пол Ренн (Paul Renne), Калифорнийский университет в Беркли